19 ноября состоялся запуск облачного игрового сервиса Stadia от Google. Корпорация обещала ни много ни мало — революцию в игровой индустрии. Быстрый доступ к играм с любого устройства по минимальной цене. Звучит привлекательно, а как все обстоит на деле?
Старт не обошелся без скандалов. Google просто не отправила первым подписчикам коды активации Stadia. На исправление ошибки ушли сутки.
Часть пользователей столкнулась с проблемой несовместимости старых моделей смартфонов с мобильным приложением Stadia.
Что с играми?
Сначала Google обещала три десятка игр на старте, затем урезала список до 12-ти. Затем снова увеличила до 22-х. Из них всего одна является эксклюзивом. Это мультяшный хоррор Gylt. И всего одна игра из списка является относительно свежим ПК-релизом уровня ААА. Это Red Dead Redemption 2.
Важная деталь, на которую многие до сих пор не обращают внимания: все игры необходимо приобретать в магазине Stadia. Нельзя, как в случае Geforce Now или Playkey, просто подключить свой аккаунт Steam.
Обладатели подписки Stadia Pro могут рассчитывать на серьезные скидки до 50% от цены. Но это касается меньше трети игр из списка. Большую часть придется покупать по полной цене.

Похоже, что свои расходы на сервера Google планирует отбивать за счет продажи игр. Это эксперимент чистой воды: пока еще ни одна платформа не решилась на подобный шаг.
Пока нет информации и относительно региональных цен. Например, экшен Tomb Raider стоит в Stadia 20 долларов (примерно 1300 рублей). Это игра 2013 года. В том же Steam на скидках его часто отдают за 60 рублей. Разница более чем в 20 раз! С такой ценовой политикой в России у облачного сервиса Google шансов будет немного.
Как насчет игр посвежее? Rage 2 или Wolfenstein: Youngblood в Stadia стоят ВДВОЕ дороже, чем в Steam. И это даже без учета скидок и распродаж, которые в Стиме случаются очень часто.
Пока что ситуация простая: игр очень мало. Эксклюзивов и новинок, считай, нет. При таких раскладах Stadia может заинтересовать разве что гиков или фанатов конкретной игры, такой как Destiny 2, например.
Пользователи тарифа Stadia Pro получают Destiny 2 в исполнении The Collection. Она включает в себя дополнения Forsaken и Shadowkeep, которые “обычным” игрокам достаются за дополнительную плату. Правда эта плата (на распродаже) едва превышает оплату одного месяца Stadia Pro. Экономия небольшая.
У Destiny 2 в Stadia есть серьезная проблема. Игроков слишком мало. Из-за этого начала матча можно ждать десятки минут. Журналисты The Verge опубликовали данные по количеству игроков в Destiny 2 на разных платформах:
- PlayStation 4: 454000
- PC: 494000
- Xbox: 331000
- Stadia: 19400
20 тысяч пользователей недостаточно для того, чтобы оперативно заполнять слоты в сетевых матчах. Непонятно, почему Google не реализовала поддержку кроссплея с ПК или консолями. Это решило бы проблему на корню.
В декабре подписчики Stadia Pro бесплатно получат Farming Simulator 19 и Tomb Raider: Definitive Edition. Да, тот самый, что продается на Черной пятнице в Steam за 59 рублей. На фоне бесплатных игр из Epic Game Store, Xbox Live и PS Plus такое предложение выглядит не особо щедрым. Такое впечатление, что в Google знают о практике раздачи бесплатных игр, но забыли уточнить, что именно стоит раздавать. Впрочем, выбор у них пока невелик.
Качество стриминга
Задержки ввода есть, физику Google пока не обманула, хотя и собирается это сделать. Многие журналисты и блогеры из числа тех, что первыми получили доступ к Stadia, отметили, что играть вполне можно. Впрочем, немало и тех, у кого сервис нещадно лагал. Наблюдаются и периодические проблемы с отсутствием звука.

Эксперты Digital Foundry провели ряд тестов задержки ввода и утверждают, что Stadia проигрывает консоли Xbox One X около 50 миллисекунд.
С качеству графики также появились вопросы. Подписка уровня Pro обещает разрешение в 4К и 60 FPS. Но Destiny 2 при этом почему-то у многих запускается максимум в Full HD, а RDR2 максимум в 1440p и 30 FPS.
Представители Google уже ответили на претензии по качеству графики. Оказалось, что Stadia может апскейлить любую картинку до 4K. И все зависит даже не от возможностей сервиса, а о того, в каком разрешении разработчики решили рендерить картинку на серверах Stadia. Если это будет Full HD 30 FPS, то Stadia просто сделает апскейл до 4К и 60 FPS.
В целом, по мнению Digital Foundry, если ваш провайдер обеспечивает пропускную способность в 200 Мбит/сек, то Stadia будет работать нормально. Но иногда будут возникать лаги и задержки.
Фризы изображения у некоторых пользователей случаются даже при подключении по гигабитному каналу Google Fiber. Почему появляются эти фризы — неясно. Картинка не рассыпается, разрешение изображения не падает, нет лага управления. Но игра может замереть на пару секунд а затем продолжить функционировать как ни в чем не бывало. У некоторых первопроходцев это напрочь отбивало желание играть дальше.
Плюсы и минусы
Многие журналисты и простые пользователи отметили удобство, с которым можно переключаться между экранами. Играя через Stadia, можно начать прохождение на телевизоре, продолжить на компьютере через браузер Chrome, а затем и вовсе перейти на телефон.
Бесплатный мультиплеер эксперты тоже записали в плюс. Но это касается только сравнения Stadia с консолями Xbox и PlayStation. На ПК сетевой режим бесплатен по умолчанию.

Наконец, обладателям Founder’s Edition понравился геймпад Stadia. Он качественно изготовлен, неплохо работает и тактильно весьма приятен.
Минусов тоже хватает. Так, купить игры в Stadia можно только через мобильное приложение. И это приложение запускается не на любых телефонах, а только достаточно новых и производительных. В идеале это должен быть смартфон Google Pixel.
К компьютеру и телефону геймпад Stadia подключается кабелем. Неудобно, но другого варианта пока нет.
Нет обещанных ачивментов. Они как бы учитываются, но пока не отображаются. Все ачивки появятся в профиле позже, когда Google допилит эту функцию.
Еще один недостаток — излишне минималистичный интерфейс. Возможно, дизайнеры будут в восторге. Но для обычных игроков не хватает информативности.
Революции не случилось
Внезапно для многих оказалось, что Google вовсе не собирается предоставить всем желающим возможность играть в свои игры на любом железе. Вместо этого корпорация пытается создать собственную закрытую экосистему. Со своей периферией, своим магазином игр и так далее. Качество работы сервиса тоже далеко от обещанного идеала. Больше похоже на бета-тест, причем платный.