Середина декабря — отличное время для подведения итогов года. Для облачного гейминга год выдался весьма насыщенным на анонсы, новинки и скандалы. Но также, как ни странно, прибыльным. Пока большая часть традиционных бизнесов терпела огромные убытки, игровая индустрия оказалась на подъеме. А вместе с ней вырос и спрос на клаудгейминг.
Мы составили список из 10 наиболее важных, с точки зрения редакции сайта Cloudgamers.ru, событий уходящего года. И разделили их на две группы: актуальные для всего мира и те, что вызвали наибольший резонанс в России (и, возможно, странах СНГ).
Топ-5 самых важных событий в мире клаудгейминга (в мировом масштабе)
1. Запуск xCloud
Облачный сервис от Microsoft запустился в формате закрытой беты на iOS в феврале, а уже в сентябре стал работать официально — правда уже только на Android. Доступ к сервису осуществляется в рамках подписки Xbox Game Pass Ultimate для ограниченного списка стран. Среди других сервисов xCloud хорошо выделяется собственной библиотекой игр, которые не нужно покупать отдельно. В 2021 году планируется запуск стриминга на ПК и iOS (через браузер).
2. Издатели против GeForce Now
Для облачного сервиса от NVIDIA год выдался непростым. Крупные издатели стали запрещать стриминг своих игр через GeForce Now, объясняя это нарушением правил дистрибуции контента. В январе из сервиса ушла Bethesda, затем 2K Games и еще несколько издателей. В июне ситуация немного исправилась — вернулись игры от Square Enix. Но с тех пор изменений не было и пользователи GeForce Now вынуждены мириться с отсутствием многих хитов. Изменится ли что-нибудь в 2021 году? Пока неясно. NVIDIA утверждает, что ведет переговоры с издателями.
3. Бесплатный доступ к Stadia
На Stadia возлагали надежды очень многие. Но Google в 2020 году запомнился нам лишь странными маркетинговыми активностями. Наиболее успешной из которых стала акция с предоставлением бесплатного доступа на 2 месяца. До этого для подключения к Stadia необходимо было купить дефицитный (и недешевый) бандл из геймпада и медиаплеера. А благодаря бесплатному доступу почти весь мир сумел убедиться в том, что Stadia работает круто. Вот только игр мало и цены на них не привлекательные.
4. Противостояние с Apple
В августе внезапно выяснилось, что правила App Store не совместимы с принципами работы приложений облачных сервисов. И Apple просто запретила их использование. Затем разрешила, но на очень странных условиях. В итоге запрет даже привел к позитивному эффекту — сервисы клаудгейминга стали активно внедрять стриминг через мобильный браузер Safari. Первым стал GeForce Now, буквально на днях свое решение представила Stadia, а xCloud обещает сделать то же самое в 2021 году.
5. Запуск Amazon Luna
Еще один крупный игрок на рынке облачного гейминга. Анонс Luna состоялся в сентябре, а уже в октябре стартовала закрытая бета. Кажется, в Amazon учли ошибки Stadia и сразу нацелились на интеграцию сторонних сервисов (вроде Ubisoft+). Технические возможности у Amazon не слабее, чем у Google, так что при правильной ценовой политике компания вполне может переманить к себе немалую часть облачных геймеров. Узнаем уже в следующем году.
Топ-5 самых важных событий в сфере облачного гейминга в России:
1. Взлет и закат Beeline Gaming
Облачный сервис от Beeline Gaming объединил в себе преимущества сразу нескольких конкурентов, чем вызвал неподдельный интерес у пользователей. За небольшую фиксированную сумму игроки получали безлимитный доступ к серверам. Библиотека поддерживаемых игр у Beeline Gaming была большой.
Но, если изначально сервис работал на мощностях Playkey, то уже к сентябрю сменил курс и перешел на решение от GFN. Цена безлимита осталась практически прежней, но вот доступ ко многим играм пользователи потеряли (из-за ухода издателей из GeForce Now). Плюс было много жалоб на работу техподдержки и биллинг. Это привело к оттоку пользователей. А новые, похоже, приходили неохотно, так как не видели разницы между Beeline Gaming и GFN.
2. Принудительный переход на GFN.ru и введение бесплатного тарифа
В январе NVIDIA объявило, что прекращает официальную работу беты GeForce Now на территории России. Всем пользователям сервиса предложили перейти на GFN.ru, не оставив альтернативы.
Зато в конце марта в GFN появился бесплатный тариф, который положительно повлиял на популярность сервиса и мощно выделил сервис на фоне конкурентов. На бесплатном тарифе есть ограничение продолжительности игровой сессии в 1 час и часто приходится стоять в очередях. Но любителей халявы это не останавливает.
3. Облачный гейминг пошел в регионы
Традиционно, отечественные компании арендовали или размещали собственное оборудование в дата-центрах в Москве и европейских странах. Но в 2020 году случилось два важных события.
Во-первых, Playkey в конце марта запустил программу децентрализации в коммерческую эксплуатацию. Любой желающий смог сдавать свой ПК в аренду сервису. К программе подключились не только частные лица, но и компьютерные клубы с десятками машин. Благодаря этому Playkey не только нарастил количество серверов и удовлетворил возросший спрос, но и заметно расширил географию присутствия. А игроки получили снижение пинга и, нередко, доступ к более мощным конфигурациям ПК (на некоторых замечены даже видеокарты на базе новейших 3070).
Во-вторых, GFN, совместно с Ростелекомом, в сентябре открыл дата-центр в Екатеринбурге. Опять же, благодаря этому, игроки, проживающие восточнее центрально-европейской части страны, получили уменьшение пинга и времени ожидания в очередях.
4. Запуск My.Games Cloud
Новый крупный игрок на отечественном рынке облачного гейминга официально заработал в ноябре. Примечательно, что, по утекшим в открытый доступ данным, сервис использует программное обеспечение от Playkey, но работает на оборудовании GFN. Есть бесплатный тариф и платный безлимит. Библиотека игр пока скромнее, чем у конкурентов. Предполагаем, что в 2021 году Mail.ru начнет активное продвижение сервиса и значительно увеличит количество серверов.
5. Возвращение безлимитных тарифов на Playkey
В то время, как конкуренты активно предлагали безлимитные тарифы, Playkey оставался верен себе и почасовым тарифам. Но уже в октябре появился безлимитный тариф с подпиской EA Play Pro в комплекте (что несколько нивелировало высокую стоимость безлимита). А к декабрю компания и вовсе запустила “российский xCloud”, предложив пользователям безлимит с подпиской Xbox Game Pass. В компании утверждают, что эти тарифы введены временно. В то же время, если продлевать их можно сколь угодно долго.
Вот такой получился топ. Если у вас есть свое мнение по поводу того, какие события 2020 года были (или будут) более важными для рынка облачного гейминга — поделитесь им в комментариях. Если мнений наберется достаточно много, мы составим еще и пользовательский топ-5 (а то и топ-10)!
Самым важным событием будет появление канала вашей команды в Telegram. Следить за новостями будет проще. Спасибо!
Хм, как-то даже не думали об этом. Но да, вы правы, надо создать телеграм канал 🙂
обязательно сделайте! Сейчас вся жизнь в телеграмме!
И на сайте потихоньку заметна жизнь . Сужу по росту числа комментариев. Свой канал на ютуб можно было бы завести с обзорами и сравнения ми